/ Благотворительная программа "Больничные дети"
Восстанавливаемся и идём дальше.
Комментариев: 511 воспитателей от фонда "Благовестъ" работают с детьми - "отказниками" и детьми, находящимся на длительном лечении без родителей в трёх детских больницах города Томска. У нас стабильный коллектив, воспитатели работают с малышами на протяжении нескольких лет, и поэтому, наблюдается накопление ряда проблем психологического характера, связанных со спецификой работы.
Когда человек на протяжении нескольких месяцев ухаживает за маленьким одиноким ребёнком, кормит его, купает, жалеет, успокаивает - т.е. заменяет маму, неизбежно возникновение сильной привязанности. И дальнейшее расставание при переводе ребёнка в следующее гос.учреждение сопровождается сильнейшим стрессом для обоих.
Для того, что бы накопленные переживания не влияли разрушительно на состояние воспитателей, что бы не происходило профессионального выгорания, мы организовали несколько встреч с психологом. В течение месяца было проведено четыре занятия, на которых поднимались и обсуждались такие темы как:
- агрессия, которая неизбежно возникает у ребятишек переживающих разлуку с семьей, в замкнутых условиях больничной палаты;
-
граница (дистанция) в отношениях «воспитатель-ребенок», а так же
-
«личностные ресурсы» и где их брать, когда душевные силы уже на исходе.
Наверное, самой актуальной и одновременно очень сложной оказалась тема поиска необходимой дистанции (границы) в отношениях с детьми. Практически каждая няня воспринимает боль «отказного» ребенка как свою собственную и тратит на этом много душевных сил и энергии, пытаясь хоть что-нибудь изменить в его жизни и восполнить то, что восполнить невозможно - потребность малыша в безусловной материнской любви, принятии, нежности и ласке.
Это желание заменить ребенку маму, пусть даже на короткий срок пребывания в больнице, слишком велико и является достаточно травматичным как для самого малыша, так и для персонала. Ребенок, расставаясь с мамой, с няней, с волонтерами и т.д. постепенно теряет базовое доверие к миру, к людям и учится не вступать ни с кем в близкие отношения. А няня... Няня остается с опустошающим чувством безысходности от того, что ничем не смогла ему помочь и не в состоянии остановить этот поток брошенных детей!..
В этой ситуации взрослому важно вовремя остановиться и провести невидимую, но хорошо ощутимую границу между своей жизнью и жизнью ребенка, между функциональными ролями «мамы» и «няни», не брать на себя его боль, не жалеть, а отнестись к ней с уважением, просто побыть рядом, поддержать. Такой подход в отношениях является более сохранным для обеих сторон. Ребенок, чувствуя необходимый баланс дистанции и поддержки, получает бесценный опыт того, что жизнь без мамы хоть и трудна, но возможна, учится выбирать себе объекты привязанности, уверенности в себе и самостоятельности, а няня бережет душевные силы оставляя себе время и место для того, чтобы заняться своей жизнью и своими желаниями.
Только, вот, в каких конкретно словах и действиях должна выражаться эта самая граница, а в каких - поддержка? По отношению к какому возрасту она наиболее актуальна? И как воспитателю самому для себя определить, где пролегает его собственная граница в отношениях с людьми? Для того, чтобы взрослый научился распознавать ее и вовремя ставить, нужна не одна встреча с психологом. Мы надеемся, что такие занятия станут регулярными.
Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт Кошелева Надежда Владимировна, т. 8-906-959-46-59
Комментарии (5)
Предыдущий мой комментарий - скорее просто накопившаяся горечь, хотя я и не няня, а просто волонтер.
Только вы в своем комментарии описываете иной мотив работы с детьми «отказниками» - это невозможность потенциального усыновления или опеки. Изначально это проигрышный мотив, т.к. реализовать его по вашим словам невозможно и вы тогда в самом деле обречены на адские душевные муки. Но если немного поразмышлять, действительно ли вам так необходимо усыновление? Зачем оно вам? Что вы хотите этим решить? (я пишу «вы», т.к. если вы описываете именно этот мотив, значит, в какой-то степени с ним столкнулись лично). Я как специалист могу предположить (и это всего лишь предположения!), что проблема здесь вовсе не в усыновлении. Вы пишете «…ТВОЙ ребенок погибает…». Зачем вам нужно делить детей на «своих» и «чужих»? Ведь, это изначально не ВАШИ, а совершенно ЧУЖИЕ дети… И к тому же совсем не факт, что они погибают, если, конечно, их жизни ничто реально не угрожает… Осмелюсь предположить (это действительно предположение!) что за этим могут скрываться какие-то ваши собственные травматичные переживания из вашей жизни, которые хорошо было бы осознать, понять в каких ситуациях они возникли и заново прожить. Таким образом возможно обрести большее душевное равновесие и сохранить мотивацию к дальнейшей работе.
Что касается тренингов, то примерно с сентября-октября планируются занятия и для волонтеров. Если вам, вдруг, понадобится личная консультация, то просто позвоните по телефону и мы договоримся о встрече.
Это была попытка сформулировать образ мыслей двух знакомых женщин (не нянь). Обе мыслят категориями МОЙ ребенок и пытаются спасать. Как свидетелю, а местами вовлеченному участнику мне неуютно.
Спасибо за информацию о занятиях и консультациях.
Оставить комментарий
Что мы делаем?
Благотворительная программа "Больничные дети"
Мало кто знает, что некоторые дети живут в больницах. Их никто не ждет, им не радуются, как может радоваться только мама, не подхватывают на руки с ласковыми словами... У них нет даже воспитателей.
В работу с сиротами (волонтерство, няни и др.) часто вовлекаются именно люди, которые внутренне склонны к усыновлению, но пока не могут себе этого позволить по разным причинам.
Поэтому, установки на соблюдение границ звучат красиво и разумно, а на деле выполнимы лишь до тех пор, пока няня не увидит "своего" малыша, но всё равно не сможет его взять (материальные, жилищные причины, либо протест родственников). Тогда в душе начинается ад. Видеть как ТВОЙ ребенок погибает и пытаться от него отстраниться и спрятаться за какими-то границами, подавить свои эмоции - нелепо.